Магнитофон высшего класса и в высшей степени интересный.
Выпущен очень малой серией, по разным данным 20-40 экземпляров.
Но интересен не только своей редкостью. Магнитофонов высшего
класса в СССР было раз-два и обчёлся, а тут такой аппарат с
реверсом, да ещё здесь применён двухвальный, закрытый тракт,
что крайне редкое явление в советском магнитофоностроении.
Информации по нему, к сожалению очень мало, а те, кто его имеет,
как-то не хотят поделиться информацией и фоографиями.
На уважаемом сайте rw6ase.narod.ru имеется некоторая
информация, но, к сожалению, там также дана выдержка из
форумного отзыва, некого Vygandas, которого перепечатывают
и другие. Однако, даже у этого господина, информация разнится
по времени и противоречит себе. Особенно интересно
высказывание, что магнитофон был фактически скопирован
с японских Акаев. Похоже, что человек не знает какие Акаи
выпускались. Нет такого Акая, схожего по конструкции с Эльфой.
Подробнее об этом, можно почитать здесь.
Магнитофон-приставка Эльфа-001 стерео для Советского Союза
был очень оригинальной и самобытной моделью.
Других аналогов, как это бывало на просторах Союза, не было.
Достаточно вспомнить клоны первоклашек Ростов-Союз-Илеть,
или Электроники - Олимпы.
Магнитофон имеет 3-х двигательный реверсивный ЛПМ.
Основной двигатель, посредством пассиковой передачи вращает
два маховика. Здесь использована двухвальная конструкция -
закрытый тракт. Именно закрытый, оба тонвала работают вместе
и в прямом ходе и на реверсе. Установлено 4 головки, 3 на прямой
ход, позволяя записывать и контролировать запись в режими сквозного канала, а также дополнительная воспроизводящая для реверса. В описании к Эльфе, указано, что использовано электронно-логическое управление режимами ЛПМ. Но, к сожалению, работает логика Эльфы довольно примитивно. Например, при переключении направления движения ленты, ролики не отходят от тонвала. Поэтому владелец слышал протяжное аааауууу-ууууаааа, пока ведущий двигатель тормозит, а потом разгоняет маховики в другую сторону.
Конечно, при упоминании Эльфы, волей-неволей напрашивается сравнение с другими советскими аппаратами высшего класса, прежде всего с Олимпо-Электрониками и нередко читали пишут, мол вот пошла бы в серию, уделала Эльфа Электронику итд. К сожалению, ну так вот устроен человек, если что-то редкое и недоступное, то оно кажется и лучшим. Но если попробовать здраво посмотреть на эти аппараты, то, далеко не всё складывается в пользу Эльфы.
И там и там использован 3-х моторный ЛПМ, но. В Электронике прямой привод тонвала, в Эльфе-же, он пассиковый, из-за необходимости вращать 2 маховика. Так что в плане надёжности привода сразу плюс Электронике. Пассик со временем теряет свои свойства, ухудшаются и коэф детонации и стабильность скорости вращения. Можно конечно возразить, мол здесь закрытый тракт, а это плюс, так как он позволяет держать постоянное натяжение и соответственно давление ленты на головки. Но и тут у Электроники всё путём, хотя там и один тонвал, Электроника хорошо держит натяжку ленты, благодаря имеющейся электронной системе регулировки натяжения ленты.
Ещё один, довольно жирный плюс Электроники, крайне заботливое отношение тракта к ленте. Демпферы натяжки снабжены роликами, исключающие трение, а вот в Эльфе, ленте приходится тереться об эти демпферы. Да и в самом блоке головок, тракт Электроники построен так, что лента трётся только о головки, а направляющие стойки лишь придерживают её от "гуляния", чего нет в Эльфе. Также Эльфа не может работать с большими 10-ти дюймовыми (27см) катушками. Те фото, что есть в сети, с 8-ми дюймовками, или 22 см. Также упомянутая логика Эльфы, которая не отводит ленту от головок при переключении на реверс, а таскает ленту по головкам. То есть логика Эльфы, не очень то логичная)) В описании указано "стабилизация натяжения ленты во всех режимах работы", которую некоторые воспринимают как электронную регулировку натяжения, но учитывая неполноценную логику, возможно это просто механическая стабилизация, исключающая рывки и толчки при помощи демпферов, ведь здесь закрытый тракт и особой нужды в электронной стабилизации натяжки нет.
Вызывает вопросы и корпус, точнее каркас, который сборно-штампованный. Это конечно удешевляет производство, но действительно добротные и качественные катушечники имеют литой каркас, как опять же, у Электроники.
В итоге, можно сказать, хорошо что мы имеем Электронику, но конечно, выпускайся Эльфа серийно, её бы наверняка доработали (ту же логику) и было бы интересно сравнить эти весьма интересные аппараты.
- Скорость ленты 9,53 и 19,05 см/с;
- Коэффициент детонации - 19,05 см/с ±0,08%, 9,53 см/с ±0,15%
- Диапазон воспроизводимых частот - 20-22000 Гц. при 19,05 см/с
40-16000 Гц. при 9,53 см/с
- Коэффициент гармоник - 1,5%;
- Относительный уровень шумов и помех - 60 дБ
Цена 1325 рублей