Nakamichi RX series   RX-202    RX-303    RX-505

Компания Накамичи ещё в 70-х годах, работала над созданием исключительной модели, которая, если можно так выразиться, могла бы всё. В том числе совмещать  высочайшие характеристики и реверс. Дело в том, что в среде  любителей магнитной записи, реверсная дека не ассоциируется с высоким качеством звучания, но вышедший в 1982-ом год  Dragon просто перевернул это понятие. Это была сверхпередовая дека с большим количеством передовых решений. Правда, это вылилось в довольно круглую сумму и сложную конструкцию.  Команда конструкторов, понимая это, разрабатывала и более доступную реверсную машину. Наряду с программой "Dragon", велись работы и по программе "Puma" , другом внутризаводском названии будущей серии RX. Конструкторов не устраивало классическое решение с переворотной или смещаемой головкой, даже в своей, более простой версии. Такое решение неизменно приводило, хоть и к небольшому, но сбою азимута. В результате было принятое весьма неординарное решение, сделать тракт классическим, с неподвижными головками, а кассету переворачивать вне блока головок.

Решение было очень удачным, которое убило сразу 2-х зайцев.

Во первых, тракт оставался стационарным и его можно было отстроить как классический кассетник, не опасаясь

за сбой азимута. 

Во вторых, получилась  практически универсальная платформа, на которую можно поставить, фактически любой ЛПМ с минимальными переделками.

В результате, вышел  механизм, получивший обозначение UDARUniDerectional Auto Reverse

Кассета закладывалась в механизм "вверх ногами", соответственно и ЛПМ, также стоял перевёрнутый.

Карман для кассеты имеет на одной стороне букву "А" и "B" на другой. Но выдаёт кассеты, только стороной "А", вне зависимости, какая сторона в работе. При загрузке кассеты, имеются два рычажка, захватывающие кассету с боков и прижимающие её к задней стенке, исключая её смещение и вибрации.

 

 

К сожалению, первая модель серии, RX-202

разрабатывалась не просто, как более дешёвая

альтернатива Дракону.  Накамичи пыталась сделать

максимально дешёвую модель.  За основу была взята

платформа начального уровня  "Camel", в будущем

получившая обозначение "ВХ". Степень унификации

этих платформ на начальном этапе была максимальной.

На фото справа, можно сравнить 202 и другие модели

серии ВХ. Одновальная конструкция с двумя головками,

конечно никакого падлифтера.

 Блоки управления, индикации итд, от ВХ.  Сюда же

перенесли  и ползунковые регуляторы уровня записи и

выхода, которые Накамичи впервые использовала в своих

моделях 1000, но, видимо одумавшись, больше никогда

не использовала в статусных моделях, ввиду

затруднительного короткого и точного смещения ползунков.

Благодаря же  крупному  исполнительному механизму,

магнитофон получился довольно внушительных размеров,

что создало  иллюзию статусности аппарата.

 Магнитофон был хорошо принят покупателями и Накамичи

сделала следующий шаг, разработав на основе этого

механизма более более продвинутые машины.

Следующая RX-303 вышла уже с ЛПМ от модели

среднего уровня, LX-3, то есть 2-х вальный ЛПМ с 

закрытым трактом, но с опять, 2-х головочная. 

И лишь RX-505, получила 3-х головую конструкцию.

Фактически,по Накамичевской иерархии,обе эти

машины стали клонами аппаратов среднего уровня,

LX-3 и LX-5, только в реверсном исполнении.

Даже в топовой 505 остались урезанные индикаторы от ВХ и в ней отсутствовал калибратор ленты. 

В линейку напрашивается ещё одна, самая топовая модель, RX-707,типа ZX-7/9 но, похоже, Накамичи побоялась внутренней конкуренции с реверсным Драконом. Конечно о полноценной конкуренции речь бы не шла, но у RX имеется даже свой плюс. Хотя здесь нет системы NAAC, серия RX может похвастать возможностью записи в обоих направлениях,

что недоступно Дракону.

Вся серия, имела  эргономические промахи.  К примеру, кнопку реверса и "EJECT" поместили, видимо по остаточному принципу, в самй дальний правый угол. Хотя такие кнопки должны располагаться в непосредственной близости от кассетоприёмника или блока управления ЛПМ, который здесь, расположен с левой стороны от ЛПМ. При этом, слева от кассетоприёмника, под счётчиком ленты, этим двум крупным клавишам было бы самое место. В то время как мелкие переключатели органично смотрелись бы справа. Скорее всего, в этом "виновата" компоновка серии ВХ, с которой у RX-202 очень высокая степень унификации.

Вся серия RX, стоила заметно дороже своих прямоходных аналогов,но, несмотря на это, магнитофоны пользовались неплохим спросом. Этому способствовало наличие очень оригинального механизма переворота кассеты, солидный дизайн и конечно отличное качество звука. Однако, RX-303,  стоившая почти на 50 тысяч дороде 202-ой, при этом тоже 2-х головая, пользовалась из этой тройки наименьшим спросом и была снята с производства буквально  через год. 202 и 505, выпускались около 5-ти лет.

Отдельно, можно было приобрести проводной пульт ДУ RM-15, общий для всей серии. Однако, гнездо подключения пульта появилось не сразу и первые RX-202 его не имели. Данный пульт совместим и другой реверсной моделью Dragon, хотя для него,  Nakamichi производила свой пульт  RM-20, который, в свою очередь совместим и с RX. При этом, они оба и RM-15,

и RM-20 совместимы и со многими другими, безреверсными деками, где кнопка реверса просто не задействуется. 

Год выпуска                   - 1982 год
Стоимость в Японии      - 109.800 йен
Стоимость в США          - 879 долл.

Дека расчитана на работу с тремя типами лент.

Имеется система шумопонижения Dolby B/C.

 

ЛПМ 4-х моторный

Один, через пассик,  на вращение маховика тонвала 

Второй на подмотку

Третий на выдвижной поддон

Четвёртый на переворот кассеты

 

Блок головок Nakamichi RX-202

Фотография перевёрнута, для удобства сравнения с обычным ЛПМ 

 

Дека выпускалась в варианте RX-202 для Японии и Америки, 

А также в варианте RX-202Е для европейского рынка.

Лишь небольшая часть моделей RX-202  получили гнездо подключения проводного пульта ДУ RM-15, большинство его не имеют.

Реверсивная кассетная дека начального уровня с механизмом

переворота кассеты UniDirectional Auto Reverse.

Данная модель Накамичи, это симбиоз универсального

механизма переворота кассеты и деки начального уровня ВХ. 

Внутри стоит одновальный двухголовочный ЛПМ. 

 Даже внешне, можно видеть максимальную унификацию

блоков с ВХ, на фото  справа, индикаторный блок,

регуляторы и блок переключения типов кассет, кассетной

деки ВХ-150. Блок управления режимами работ, также ВХ.

Головка универсальная, сендастовая.

Индикатор 10-ти сегментный, каждый сегмент разделён

на 2 части, в результате чего создаётся ложное впечатление

о многосегментном индикаторе. Учитывая, что начальный

сегмент всегда засвечен, можно сказать 9-ти сегментный.

Nakamichi RX-202

Nakamichi RX-303

Дека RX-303 вышла несколько позднее 202-ой и Накамичи 

хотела как-то подчеркнуть более высокий уровень модели.

Учитывая "реверсность" новой серии и желание показать связь со знаменитым Драконом, 303-я получила свой, новый "чешуйчатый" блок управления режимами ЛПМ а-ля Dragon. Этот же блок получила и топовая модель линейки, RX-505. 

Хотя эти блоки не взаимозаменяемые с Драконом, визуальное сходство налицо.

Справа от кассетоприёмника, появились регуляторы уровней - "крутилки" вместо ползунков, плюс, дополнительно регулятор тока подмагничивания.

ЛПМ перекочевал от модели LX-3. Здесь  также, как и в предыдущей RX-202, 2-х головочный тракт, но уже с двухвальной конструкцией "закрытый тракт". Такое решение, как закрытый тракт вкупе с двумя головками встречается очень редко. Но такое решение было не в пользу деки, для 2-х головой деки, она получилась очень дорогой, не пользовалась спросом и уже через год её решили снять с производства.

Так что  сейчас это довольно редкая модель.

Головка универсальная, сендастовая с установленным падлифтером, отжимаюший фетровый прижим кассеты и таким образом, отстраняя его от прижима ленты к головкам.

Блое индикаторов, остался прежним от ВХ.

 

 

 

Год выпуска - 1983

Стоимость в Японии - 158.000 йен

Nakamichi RX-505

Год выпуска              - 1983

Стоимость в Японии - 188.000 йен

Модель RX-505 вышла вместе с 303. Внешне обе деки фактически одинаковы, разница лишь в кнопке MONITOR,

что говорит о 3-х головочном тракте. 

То есть в 505-ой модели стоит уже полноценный ЛПМ по

философии  Накамичи. Закрытый тракт с двумя тонвалами, один

диаметром 2,8мм и второй 3,0 мм. Также установлены маховики

разных диаметров и масс. Всё это позволяет "разнести" резонансы

и снизить коэффициент детонации. 

Фирменные, полностью дискретные головки из кристаллоя с

заявленным ресурсом в 10тыс часов.  Благодаря им, частотная

характеристика по сравнению с 303 стала более ровной и

укладывается в +/-3Дб в диапазоне 20Гц-20кГц.

Блок управления режимами ЛПМ как и в 303 "а-ля Dragon"

Однако, нужно отметить, что данная дека не может конкурировать

с топовыми аппаратами Накамичи, такими, как ZX-7 / 9 или Dragon.

За основу была взята платформа модели среднего уровня,

по Накамичевской классификации, модели LX-5.

В 505 отсутствует функция калибровки ленты

По прежнему сэкономлено на индикаторе, стоит малоинформативный индикатор уровня с 9-ю(!) активными сегментами, который перешёл с начальной серии ВХ. Для модели такого уровня это уже недопустимо, например предыдущая засветка индикатора от нулевой отметки, составляет "-5Дб", а следующая "+3Дб". То есть в самом чувствительном секторе, на 3 сегмента приходится целых 8 Дб!!. При работе это нередко  выглядит как стояние индикатора на одном месте. В будущей серии CR, даже в простой CR-30 стоит 13-ти сегментный индикатор.  

Всё это делает 505 эдакой сборной солянкой из качественных/дорогих компонентов вкупе с дешёвыми. 

Качество же записи-воспроизведения может удовлетворить самого взыскательного слушателя.

На фото ниже, проводной пульт дистанционного управления RM-15, совместимый со всей серией RX  и Dragon.

В комплектацию не входил и покупался отдельно.